на главную

Инструкции    Главная


Быть режиссёром

Второй час ночи. Сонные глаза устало тупят в монитор. Идёт только третья минута фильма, а впереди ещё 27 интереснейших живых минут, которые нужно придумать, чтобы заманить зрителя на дальнейший просмотр произведения. Проще, когда зритель смотрит самого себя. Кто ж откажется от себя любимого? Другое дело — представительский фильм на тему политических преобразований или предвыборных гонок. Или документальный, об охране окружающей среды. Или хотя бы простой рекламный ролик. Вот как вы усадите перед ним здравомыслящего человека?

Все больше режиссеры не без помощи нейролингвистики добиваются своих целей, выпуская на рынок телетруда (истинным творчеством не назовешь) напичканную 25-ми кадрами рекламу, ток-шоу и сериалы. Почему наши дети как завороженные глазеют в голубые телеэкраны. Быстрая смена картинок... может быть. Но не только.

Опять-таки, для поисков ответов на эти вопросы можно обратиться к психологии зрительного восприятия. Но оставим сейчас психологию. Факт налицо, но с этим можно бороться.

Самый простой способ — выключить телевизор. И скажу вам, ничего не теряешь. Только спокойнее становишься.

Но есть другие способы — отсеивать пустые зёрна и гнилое семя, оставив лишь здоровые побеги, дающие хороший урожай, пусть их будет совсем чуть-чуть.

Но каждый из нас сам выбирает, что смотреть: канал «Культуру», публицистику на канале «Россия», на первом, авторские программы на НТВ, канал «Discovery», или канал ТНТ — «Дом-2» с пошлой и шизодвинутой Собчак.

Остаётся ждать, когда общество (а ведь это мы с вами, которых миллионы; простые люди, уставшие и озабоченные своими делами и проблемами) насытится перцами и взбитыми сливками, и перейдёт к здоровой пище, не наносящей вреда для здоровья. Никто не навяжет мне что смотреть, если я этого не позволю.


«Снять фильм, одеть передачу»

Спецэффекты
Отечественные и зарубежные фильмы насыщены, а иногда перенасыщены спецэффектами, но это не главное. Важнее всего, чтобы за эффектами не утерялся основной смысл, который хотел передать зрителю автор или, если хотите, режиссёр фильма.
В документальных фильмах спецэффекты не встречаются, ибо автор подаёт «правду жизни, как есть, без волшебства, фантастики и фальши» посредством видеокамеры, звука, увлекает зрителя с помощью нестандартного мышления. В этом заключается документалистика. (значение слова) Да и для эффектов в документалистике денег не бывает.
Но есть некоторые приёмы, какие мы используем в монтаже фильма. Я бы назвала это просто эффектами монтажа (эффект влетающей картинки, эффект колыхания на воде — увлечённость только что показанной водой с лёгкими волнами и солнечными бликами, эффект затуманенности плана и др.) — такие эффекты несут самостоятельную смысловую нагрузку, показывают зрителю, что он внутри, что он тоже действующее лицо.
Наличие таких эффектов зависит от задумки автора, а также от его фантазии.

Зрелищность
Язык, на котором «разговаривает» режиссёр фильма, должен быть, на мой взгляд, всенародным, всемирным. Иногда достаточно ясным, чётким для понимания даже ребёнком, но одновременно должен нести глубину мысли, и часть недоговоренного, для того, чтобы зритель додумал и осмыслил сам.

Хотя нет, документалистики для детей не бывает.

Задумка
Важно, чтобы задумка фильма была сочной, живой, неизбитой, чтобы стимулировала на дальнейших ещё задумок двадцать пять. Чтобы хотя бы на одну, следующую. Ну и конечно была весьма логичной и зрелой. Недоделанным режиссёрам просьба не беспокоиться.

Команда
Как минимум два-три человека должно быть в команде альтруистов-шизофреников. Сценарий, видеосъёмка, монтаж, организация всего — работа не для одного человека. В полноценной съёмочной группе насчитывается н-ное количество персонала (в зависимости от финансирования проекта). Посмотрите состав съёмочной команды цикла программ «Профессия репортёр».

Профессионализм
Как правило, оценивается количеством наград и премий на фестивалях документальных и авторских программ, либо художественных фильмов. Но не факт. Иногда бездарщина мелькает в первых рядах рядом с классикой отечественного и зарубежного кино. И навязывается нам.
Гораздо более искренней оценкой Вашей работы будут отзывы зрителей, Это уже о многом говорит. Если они вообще будут.

Заработок
От 0 рубля до несколько сотен тысяч можно срубить на хорошо сделанном авторском фильме. Но это не истинное документальное произведение, а работа на заказ, часто так, как хочет заказчик.

Итог
35-минутный фильм о поездке в Домбай был готов через месяц. И это только малая часть из того, что предстояло сделать.

Camerawoman, 25.06.2007

P.S.
Не обязательно, что у Вас всё будет также, это некая модель, что лежит в основе любого фильма.


Инструкции    Главная


camerawoman©2005-2008
Закон об авторском праве